Региональная общественная организация «Санкт-Петербургское Латышское общество»

Удалось коснуться судьбы своего народа
Izdevās pieskārties pie savas tautas likteņa

1910 год - Карлис Зале
1940 год - Карлис Зале

"Своим величайшим счастьем я считаю то, что мне в образах скульптуры
удалось коснуться судьбы своего народа - того, что для него
свято и во имя чего наши герои, горящие огнем
веры, жертвовали собой",

- так писал Карлис Зале, автор "Памятника свободы".

Карлис Зале
Kārlis Zāle

(1888-1942)

Латышский скульптор Зале (3алите) Карлис (Карл Фёдорович) родился в 1888 году.
Учился в Художественной школе общества поощрения художеств (1915, у Г. Р. Залемана) и в АХ (1917-20, у А. Т. Матвеева) в Петрограде, где участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятники Н. А. Добролюбову и Дж. Гарибальди, не сохранились).
В 1921-23 жил в Берлине.
В 1923 вернулся в Латвию.
Крупнейшие произведения: ансамбль Братского кладбища (туф, 1924-36, совместно с архитектором А. К. Бирзениеком и др.), в котором скорбь о погибших воинах с большой силой выражена в символических монументальных образах, развивающих на национальной основе традиции "модерна", и "Памятник свободы" (гранит, туф, 1931-35) - оба в Риге.
Создал также ряд станковых произведений.
В 1936-42 Зале руководил скульптурной мастерской (профессор) в Латвийской Академии Художеств в Риге.

Памятник Свободы Латвии сооружен 1931-1935 г.г. и посвящен борьбе латышского народа за независимость. На памятнике высечены слова "Tēvzemei un Brīvībai" (Родине и Свободе).
Памятник имеет пятиярусную композицию, с постепенным нарастанием эмоционального воздействия, которую венчает аллегорический образ Свободы: женщина держащая на поднятых руках три позолоченные звезды - символы Курземе, Видземе и Латгалии, трех культурно-исторических областей Латвии.
Образ Свободы замечательно передает идею памятника; он воспринимается как отдельная скульптура, издалека видимая над строениями и зеленью деревьев. Прекрасно решена цветовая гамма памятника, одновременно и контрастная, и слитая с природой. В целом монумент вызывает ощущения тишины, покоя, приподнятой торжественности.
Памятник строился на пожертвованные народом средства.
С1922 года велись поиски наиболее удачного пространственного и художественного решения, пока они не реализовались в 1931-1935 годах в монументе, созданном архитектором Эрнестсом Шталбергсом и скульптором Карлисом Зале.
Выкованная из меди статуя Свободы является работой шведского скульптора Рагнара Мирсмедена.
Памятник Свободы должен был выразить идею приобретенной государственности и единства, что прекрасно выполняет аллегорический образ Свободы с тремя символизирующими местности Латвии звездами в руках.
Силу нации и источники ее успеха, в свою очередь, выражают скульптурные группы: Стражи Отечество, Мать-Латвия, Разрывающие цепи, Труд, Семья, Лачплесис, Вайделотис.
Монумент обращен на запад, - туда смотрит скульптура Свободы, туда же обращены гордо выпрямившиеся фигуры других скульптурных композиций.
На восток же смотрят согнувшие голову в поклоне фигуры в цепях…
Памятник Свободы не просматривается из приграничных мест Риги, хотя все уверены в том, что он значительно выше других зданий ближайших окрестностей.
Такое впечатление создается благодаря мастерскому исполнению - удачное размещение скульптурных групп создает эффект увеличения.

Работа над Памятником Свободы

В 1931 году была начата работа над главным монументом этого периода — Памятником Свободы. Он возвышается на том же месте, где ранее с 1910 по 1913 год находился памятник Петру Первому (скульптор Шмидт).
Скульптурное оформление памятника — плод трудов Карлиса Зале. Соавтором скульптора, при создании монумента, был архитектор Эрнест Шталберг, выпускник, а с 1919 по 1922 год ректор Императорской Академии Художеств в Петрограде.
Монумент Свободы был сооружён на народные пожертвования.
Памятник, торжественно открыт в 1935 году. Высота монумента достигает 42 метров.С юго-западной стороны (по причинам инсоляции, самой выгодной для любого объёмного изображения) находится ключевая фигура ансамбля — символическая скульптура Матери-Латвии со щитом свободы.
С восточной стороны монумента изображён «прикованный герой», который запечатлён скульптором в момент, когда он разрывает стесняющие его цепи.
На северной стороне памятника расположен барельеф, посвящённый событиям 13 января 1905 года, это была реакция пролетариата Риги на кровавое воскресенье в Петербурге.
На барельефе можно отчётливо разглядеть фигуру всадника унтер-офицерской роты, замахнувшегося нагайкой.
На одном из рельефов постамента изображён строй латышских красных стрелков, а с северной стороны — особым эмоционально-образным настроением отличается фигура Лачплесиса, героя одноимённого эпоса, созданного Андреем Пумпуром и программной пьесы Райниса «Огонь и ночь». Богатырь Лачплесис изображён разрывающим пасть медведя.
По эскизам и гипсовой модели Карла Зале, скульптор-модельщик из Швеции Рагнар Мюрсмедден исполнил в материале женскую фигуру (олицетворяющую народные устремления к свободе, получившую имя Милда), перекликающегося с именем древнебалтийской богини чистой любви Мильде (mīlēt — любить).
Сама идея увековечить освобождение латышского народа от ига остзейских помещиков и от режима царского самодержавия родилась в кабинетах ведомства культуры в начале 20-х годов.
Скульптурная идея памятника отражает могущество физической и духовной силы народа и воспевает высоту его нравственно-этических принципов.
Во многом скульптурное осуществление идеи ансамбля памятника Свободы, как и в случае с ансамблем мемориального комплекса Братского кладбища, можно соотнести с переосмысленными (в рамках новой эпохи) мотивами национального модерна.
А весь монумент — это образец латвийского варианта стиля ар-деко.